Новости города БезФормата.Ru
Реутов
Главные новости
 
Задать вопрос?

75 лет Дороге жизни. 22 ноября 1941 года в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием

75 лет Дороге жизни. 22 ноября 1941 года в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием - Газета Реут
75 лет Дороге жизни. 22 ноября 1941 года в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием - Газета Реут
75 лет Дороге жизни. 22 ноября 1941 года в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием - Газета Реут
75 лет Дороге жизни. 22 ноября 1941 года в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием - Газета Реут
Фото: in-reutov.ru
22 ноября исполнилось 75 лет Дороге жизни. Строительство ледовой дороги через Ладогу — идея абсолютно грандиозная и дерзкая даже для мирного времени, особенно учитывая, что на 1941 год Ладога была исследована недостаточно, в том числе ее ледовый режим.

Название «Дорога жизни», которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, это не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выжить и даже помогать фронту, куда поступали производившееся в блокадном городе вооружение, вплоть до танков.

Для спасения города и помощи фронту нужно было сделать невероятное: создать с нуля целую транспортную инфраструктуру, которая должна была бесперебойно действовать целую зиму, решая множество задач.

«Дорога жизни обычно представляется обывателю как дорога по льду, по которому в Ленинград идут полуторки с мукой, — говорит Сергей Курносов, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. — Но на самом деле это огромная, созданная буквально на пустом месте инфраструктура, которая позволила снабжать в годы блокады и Ленинград, и Кронштадт, и Ораниенбаумский плацдарм, и войска Ленинградского фронта, и Краснознаменный Балтийский флот».

У Дороги жизни много составляющих: это и «авиамост» с Большой землей, и Ладожская военная флотилия, защищавшая ладожские коммуникации - телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Москвой, и высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС. Проходили эти коммуникации по дну Ладоги. Это и трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжая город топливом.

Идея о ледовой трассе обсуждалась в Ленинграде с сентября 1941 года. «24 сентября А.А. Жданову, членам Военного Совета Ленинградского фронта были представлены материалы в виде карт и текста на 34 листах. Затем мы доложили об ожидаемом характере замерзания и продолжительности сохранения ледяного покрова. В этот день фактически и родился проект ладожской Дороги жизни», — писал в воспоминаниях начальник ледовой службы Краснознаменного Балтийского флота Михаил Казанский.

Он сыграл большую роль в организации переправы по Ладоге. Казанский отличился и как организатор, и как проектировщик, и потом как лоцман — и водный, и ледовый. Он сопровождал корабли во время навигации и руководил обслуживанием ледовой трассы. У него было прозвище Ледовый Дед, причем «деду» этому на момент начала работы Дороги жизни было всего лет 25.

С 22 ноября по дороге открывалось пешеходное и гужевое движение, с 25-го — автомобильное. С 26 ноября 1941 года приказом по тылу Ленинградского фронта ледовая дорога стала именоваться Военно-автомобильной дорогой №101 (ВАД-101).

19 ноября 1941 года на восточный берег Ладоги отправился конно-санный обоз, который вернулся в Осиновец 21 ноября с мукой для ленинградцев. Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из десяти порожних полуторок!

Первый же отряд из семи полуторок, каждая из которых везла по семь мешков муки, двигался по льду толщиной не более 15 см. Водители стояли на подножках и в случае опасности провала машины под лед должны были выпрыгнуть.

22 ноября на лед в сторону Кобоны вышли уже 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести.

Ледовая трасса находилась всего в 12–15 км от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой обнаружить их было абсолютно невозможно. Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это было возможно. Спасали не только машины, но и груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба.

За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек.

В общей сложности на Дороге жизни было построено более 60 трасс. Одни предназначались для провоза техники, боеприпасы шли по другой трассе, причем с таким расчетом, чтобы в случае взрыва не повредить соседние машины. Отдельно шел вывоз раненых, детей, также отдельно ходили машины с нефтепродуктами, потому что в случае взрыва это было огромное пламя и как следствие — подтаявший лед.

Дорога жизни служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие. Обратным рейсом из города везли продукцию, в том числе военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли даже танки КВ, которые в 1941 году делали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, с танка снимали башню, уменьшая, таким образом площадь давления на лед, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях.

Дорога жизни продолжала действовать до февраля 1943 года, когда по так называемой Дороге победы - по узкому участку вдоль южного берега Ладоги, после прорыва блокады Ленинграда, помогая снабжать город оружием, боеприпасами и продовольствием.

Владимир ПТЕЦОВ

Торжественный митинг, посвящённый Дню Героев Отечества, прошёл в ступинском сквере имени В.Ф. Полякова - Ступинская панорамаТоржественный митинг, посвящённый Дню Героев Отечества, прошёл в ступинском сквере имени Героя Советского Союза В.Ф.
09.12.2016 Ступинская панорама
Москва возглавила туристический рейтинг регионов - Красное знамяЦентр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» проанализировали туристическую привлекательность регионов России и их популярность среди отечественных и иностранных путешественников.
09.12.2016 Красное знамя
Виртуозова приняла участие в церемонии возложения венка к памятнику Жукову - Газета РодникВице-губернатор Подмосковья Наталья Виртуозова приняла участие в церемонии возложения венка к памятнику Маршалу Советского Союза, четырежды Герою Советского Союза Георгию Жукову.
09.12.2016 Газета Родник
В 2017 году в Кубинке появится палаточный лагерь-парк «Большая медведица» - РТВ-ПодмосковьеПалаточный лагерь-парк для детей и подростков будут строить на территории военно-патриотического парка «Патриот» Вооружённых сил России в Кубинке.
09.12.2016 РТВ-Подмосковье
Люберецкая Госавтоинспекция планирует ряд рейдов в декабре - ИнфоЛюберцыФото: Светлана Сидорова ИнфоЛюберцы – 08 дек. Отдел ГИБДД МУ МВД России «Люберецкое» планирует провести в течение декабря ряд рейдов, сообщили городскому сайту ИнфоЛюберцы в отделе ГИБДД.
08.12.2016 ИнфоЛюберцы