На фото: руководитель и дирижер Старшего хора ДМХШ "Пионерия" им. Г. А. Струве, почетный работник общего образования РФ Елена Александровна Веремеенко
9 декабря в Большом зале Московской государственной консерватории состоялся форум «Музыкальный корабль» с участием хоровых коллективов. Исполнялись произведения народного артиста Георгия Струве. Он основал уникальную систему обучения пению детей, которая работает уже более полувека.
О любви известного композитора к делу, к детям и музыке рассказывает его супруга, президент Федерации детских и молодежных хоров России, дирижер хора мальчиков детско-музыкальной хоровой школы «Пионерия» Любовь Семеновна Струве. Напомним, Любовь Струве также шефствует над группой по развитию слуха и голоса в детском саду №17 г.Реутова.
Щедрый, открытый, честный
Когда мы познакомились, больше всего мне нравилось в нем стремление помочь людям. Отношение к другим было щедрым, открытым и честным. Ему хотелось всех научить, подсказать. Каким доброжелательным он был, когда объяснял ошибки молодым хормейстерам. После его советов хотелось работать, совершенствоваться, добиваться того, о чем говорил Маэстро.
Как нужна людям доброта! И она творила великие вещи. Как часто хормейстеры-выпускники говорили, что наша профессия не допускает такого отношения друг к другу. И на похвалу не щедры, и нотками не поделимся. Георгий Александрович был исключением. Воистину: кто много отдает, тот много получает. Любовь к нему жива до сих пор и как к профессионалу, и как к человеку.
Истоки от корней
Его бабушка, дворянка по происхождению, пианистка, ученица Антона Рубинштейна, в молодости объездила с концертами всю Европу. После революции заботилась о судьбе бывших работников: привезла в новое имение в Никольском, прописала и кормила. Когда приходили гости, то укладывала их на постель, сама ложилась на полу.
Его родная тетя Соня, мамина сестра ( всю жизнь прожила в Реутове – ред. ): за всех все оплачивала в коммунальной квартире, из большой библиотеки всем давала читать книги, не требовала их обратно. Вот такая была его семья, щедрая и добрая. И он не мог быть другим.
Ветвь Струве состоит из творческих людей, преобразователей. Три брата Струве (родной дед Георгия Александровича и его братья), военные архитекторы-инженеры, создали известные в России Литейный и Дворцовый мосты в Санкт-Петербурге, Бородинский, Москворецкий, Крымский и Краснохолмский мосты в Москве. Отец Александр Филиппович писал стихи, книги.
Их потомок Георгий Александрович Струве - создатель многих песен и уникального в свое время образовательного учреждения «Пионерия» ( в Железнодорожном – ред. ). Оно включало не только образование, но и воспитание, концертную и просветительскую деятельность. А также уникальную методику «Хоровое сольфеджио», которая может развить абсолютно любого ребенка. Не случайно долгие годы «Пионерия» не «отбирала» детей, а принимала всех желающих.
За 64 года работы школа «Пионерия» воспитала более 11 тысяч учеников, более 500 выпускников стали профессиональными музыкантами.
Сегодня преданные делу педагоги занимаются с 560 учениками под руководством директора школы Александры Львовны Веремеенко .
Методика творит чудеса
Ее особенность в том, что каждый желающий может запеть. А это совсем другое развитие человека. Более яркая жизнь в будущем: содержательная, творческая.
Однажды директор 11-й гимназии Железнодорожного Мария Сергеевна Панченко обратилась с просьбой в «Пионерию» взять над ними музыкальное шефство, открыть филиал «Пионерии» в гимназии. Мы с сыном, Артемом Александровичем Косенковым, хормейстером «Пионерии», предложили другую форму работы - класс-хор. Началась работа.
Хоровое сольфеджио развивало слух и давало элементарное понятие о музыке, о высоте звука, о расстоянии между звуками. Пели по руке ноты. Детям нравилось играть с музыкальными ступенями, различать их высоту, создавать образы, пытаться рисовать звуком. Когда начинало получаться, это доставляло им удовольствие. Если у некоторых детей не получалось сразу, они делали вид, что им не нравится петь. Но в случае успеха, радости не было предела. Так у нас получилось много хоров-классов, с первого по четвертый. На второй год мы пытались петь с элементами двухголосия, к третьему классу навык двухголосия укреплялся и доставлял детям большое удовольствие. А если ты чему–то научился, этим нужно обязательно поделиться, так учил нас Георгий Александрович. Мы часто выступали на конференциях, показывали результаты, давали открытые уроки перед музыкантами из области и даже педагогами из Германии. Каждый год мы выступали на конкурсах, часто работу детей оценивали положительно. Первые и вторые места радовали детей и давали им уверенность в собственных силах.
Но самое главное в этой работе не только музыкальное развитие - класс становился более дружным. Успешнее учился. Становился более собранным, лучше слушал, что отмечали все учителя. И педагоги новых первых классов просили, чтобы их класс тоже стал хором. Хотелось помочь всем, но не хватало физических сил. Правильно говорил Георгий Александрович: «Работать с детьми нетрудно, только этому надо посвятить всю свою жизнь!»
Музыка сплачивает
Струве знал, что совместное пение воспитывает людей, делает их дружными. Он верил: кто занимается музыкой и пением, обязательно вырастет хорошим человеком. И когда видел исключение из этого правила, искренне удивлялся.
Георгий Александрович старался приобщить к пению как можно больше людей. Певческие поля. Праздники песни. Детские лагеря «Артек», «Орленок». Каждый концерт становился праздником и заканчивался совместным пением. И до сих пор его творчество собирает огромные залы, пример чему форум «Музыкальный корабль».
Наверное, у каждого человека есть своя миссия в жизни. И Георгий Александрович выполнил ее: он не только много создал, но и передал нам свою любовь к делу, к детям, к музыке.
Читайте также: Любовь Струве: «Мы с детьми на равных, мы сотрудники. Вместе творим».
Любовь СТРУВЕ