- Наталья, вы разработали методику формирования критического продуктивного мышления у детей. Расскажите, пожалуйста, о ней.
- Это тема моей научной диссертации. Ее идея возникла в ходе работы. Сегодняшнее поколение детей становится, к сожалению, потребителем появляющихся технологий, модных игрушек и даже знаний, которые даются им в готовом виде. От детей требуется только запомнить и выдать правильный результат в проверочных тестах. Мне захотелось в своей работе сместить акцент на пробуждение и развитие в первую очередь мыслительных способностей ребенка.
- Можно ли сказать, что вы против тестов как способа оценки знаний?
- Скорее, можно сказать, что я против роли педагога как источника готовых истин. Я за то, чтобы он стал соучастником исследовательской деятельности детей, направлял их мышление и давал им возможность самостоятельно приобретать информацию.
- Чего, по вашему мнению, не хватает аттестации в формате ЕГЭ и ОГЭ?
- Я против заданий «под галочку». В дополнительном образовании нам тоже приходится с этим сталкиваться – нужно показывать результативность своей работы в рамках определенных норм. И я всегда с опаской занимаюсь этим, так как есть риск таким образом уйти с правильного курса и заняться лишь подготовкой к зарабатыванию баллов. Это меня смущает. Как и то, что основной задачей школы постепенно становится подготовка к тесту. Главное, во всем этом не потерять смысл образования.
- Ваш основной проект это «Изобретариум». Почему возникла идея его создания в формате дополнительного образования?
- Вы обращали внимание, что в дошкольном возрасте ребенок очень любознателен? Он любит исследовать, задает массу вопросов родителям. Попадая в школу, интерес у ребенка почему-то угасает. Он больше не жаждет знаний, только хочет, чтобы урок побыстрее закончился. Выход из такой ситуации – это дополнительное образование, которое позволяет изменить формат получения и подачи знаний, дает возможность найти свой интерес.
- Как бы вы выстроили образовательный процесс, если бы были, например, учителем в школе?
- Учитель должен исполнять роль режиссера умственной деятельности учащихся. Его задача – направлять, задавать правильные вопросы и вести линию размышлений ребенка до нужного результата. Необходимо переосмысление собственного отношения к каждому ученику. Любить нужно всех, признавая право ученика на негативное отношение к уроку, предмету, учителю.
- Насколько важно педагогу быть не просто специалистом в своей области, но еще и психологом? Это важно на протяжении всего обучения в школе?
- Это, несомненно, важно. Помимо того, что мы обучаем ребенка, мы участвуем в формировании его как личности. При выборе кружка, родители не всегда руководствуются желанием ребенка. Часто это попытка реализовать свои несбывшиеся мечты и представления об успехе. И когда ты, как педагог, видишь это, важно вывести ребенка на собственную линию развития, не зависящую от чьих-либо ожиданий и амбиций.
- Сейчас в школьное образование активно привлекают преподавателей из университетов. Как вы считаете, хорошо ли это влияет на процесс обучения?
- Любые попытки обогатить учебный процесс, сориентировать детей на выбор будущей профессии, ВУЗа я поддерживаю. Но все же очень важно выстраивать процесс обучения в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Какова роль родителя в обучении ребенка?
- Родители имеют огромное влияние на своих детей. Поэтому в работе я уделяю особое внимание общению с ними. В желании дать ребенку все самое лучшее некоторые перегибают, начиная требовать от него каких-то результатов или возлагая слишком большую ответственность. Поэтому грамотная работа с родителями помогает правильно направлять и совместно выстраивать индивидуальную линию развития ребенка.
- Как вы относитесь к тому, что сейчас преподаватель вынужден тратить много времени на заполнение различных бумаг и отправку отчетов?
- Система отчетности действительно непроста, но есть такое понятие как «управление образованием» и его опускать нельзя. Мониторинг качества образования важен, пусть его механизм пока и не совершенен. Мы должны оценивать свою работу, отслеживать динамику, менять что-то. Можно относиться к этому как к ограничению, но если ты современный руководитель, ты увидишь в этом линию развития для своего учреждения.
- Какой главный принцип должен быть у работников сферы образования?
- Прозвучит банально, но любовь к человеку, желание дать ему развитие. При этом нужно быть профессионалом. Важно научиться сочетать в себе это: обладание знаниями и умение стать соучастником детского исследования, с воодушевлением «изобретать велосипед», делать открытия и заражать интересом к обучению.
- В «Изобретариуме» вы специализируетесь на технических науках. Возможно ли развитие гуманитарного направления в дальнейшем?
- Мы недавно это обсуждали и решили, что это необходимо. Наши воспитанники участвовали в проекте «Изобретения, меняющие городскую среду». У ребят появилась идея изменить конструкции лавочек в парке. Для этого необходимо было провести исследование, понять, что ожидают от нового продукта горожане. И здесь не обойтись без психологии. А дальше необходимо представить идею общественности, заставить поверить нее, продать. Тут потребуются знания маркетинга и рекламы.
- Напоследок самый главный вопрос: почему вы при вашем огромном интересе к науке все-таки решили стать преподавателем?
- Я испытываю непередаваемое чувство, когда вижу зарождающуюся в ребенке идею, когда мы ее бережно сохраняем, ведем его мысль и доводим до чего-то интересного. Очень приятно, наблюдая за детьми, видеть, что кто-то стремится связать свое будущее с наукой, планирует поступить в Бауманский университет, например. Для меня эти результаты – самые важные. Куда важнее материальных наград или побед в конкурсах.
Дарья СПАСОВА